Богоявленский храм города Коломны
Коломенская епархия, 3-е Коломенское благочиние
Новости

Гончары с улицы Гончарной

01 Июнь 2014

С некоторых пор у членов молодёжного православного братства Димитрия Донского в Коломне появилось новое увлечение: в сентябре духовник братства протоиерей Игорь Бычков привёз электрическую печь для обжига гончарных изделий и объявил об открытии при Богоявленском храме керамического кружка для молодёжи и подростков. С тех пор, собираясь по вечерам в церковном доме, ребята под руководством художника Василия Хрулёва осваивают новое для себя гончарное дело.

К увлечению этому отец Игорь подошёл основательно: на керамических фабриках Гжели и других городов приобретены специальные формы, в которых делают отливки: чашки, шкатулки, лампадки, вазочки, горшочки для запекания и т.д. Там же закуплена специальная глина нескольких сортов. Имеется и глазурь для придания того особенного блеска, который мы привыкли видеть на изделиях из керамики, и специальные краски. Даже гончарный круг есть, но освоили его пока немногие...

Вечером после молебна с акафистом святителю Спиридону – покровителю гончаров – мастера собираются за широким столом. На нём – множество керамических предметов разной степени готовности: формы с залитой в них жидкой глиной, уже отлитые изделия, которые оставили сохнуть, уже обожжённые, звонкие, но шероховатые, и гладкие, покрытые глазурью и обожжённые повторно, и расписанные, ожидающие третьего обжига. По этой технологии краска наносится на глазурь, и изделие обжигается троекратно. Но есть и другие способы; батюшка показывает белесоватые горшочки: «Они уже расписаны, глазурь нанесена сверху, и теперь ждут обжига». Необожженная глазурь непрозрачна, и рисунка не видно.

Надглазурные краски специальные, по керамике, все одного неясно-бурого цвета. Впрочем, художница Зоя Долинская уже привыкла и различает одну от другой: «Это – синяя, это – красная, а здесь будет золото». Из-под кисточки, водимой её рукой, на гладких боках вазочек и шкатулок постепенно возникают то цветы, то кружево, то – нежный, тонкий, словно бы в дымке тумана – Богоявленский храм в зелени деревьев. Но настоящими красками всё это заиграет лишь после обжига.

Это уже совсем не детская забава, а популярный сейчас «хендмейд», который ценится дороже фабричных изделий, потому что каждая вещь – неповторима, каждая хранит тепло человеческих рук. Не отрываясь от работы, Зоя рассуждает об участии в выставках – не сейчас, а когда накопится достаточный материал и не только росписи, но и формы станут индивидуальными. Рассуждает со знанием дела, и осуществимость этого замысла становится вполне реальной: да тут всё, оказывается,по-взрослому»! 

Но и «детское» не забыто: рядом на столах сохнут работы воскресной школы (а в соседней комнате их много на полках, обожжённых и раскрашенных): животные, люди, ангелы… Когда я впервые побывала в гончарной мастерской, полным ходом шла подготовка к Рождеству, поэтому среди лепленых фигурок ощутимо преобладали радостные волхвы, кудрявые овечки, смиренные, немного грустноватые ослики («Для нашего вертепа» – пояснил мне отец Игорь).

Готовое и лучшее – отправляется вниз, в церковную лавку. Здесь плоды коллективного творчества (кто-то месил глину, кто-то делал отливки, обжигал, расписывал, кто-то, наконец, просто поддерживал творческую атмосферу дружеской беседой) можно приобрести, пожертвовав на благое дело. Даже небольшие неровности, неизбежные при ручном изготовлении, даже не идеальная прямизна линий росписи – всё это делает чашечки для святой воды и шкатулочки для хранения просфор какими-то винтажными, старинными, словно бы извлечёнными на свет из бабушкиного сундука. Не сразу и поверишь, что изготовлено всё это – несколько дней назад.

Колокольчики – как раз к Рождеству, только вот, сокрушается отец Игорь – звенят пока глуховато, никак не удаётся добиться звонкости: то ли глина не та, то ли старая форма уже не годится?

А недавно начала осуществляться мечта о новых изделиях, неповторимых, которых больше нет ни у кого: на заказ по эскизам Василия Хрулёва изготовлены формы для отливок: амфора с двумя ручками и крышечкой, подсвечники, несколько видов колокольчиков, в том числе – и в форме Маринкиной башни! Это уже совсем эксклюзив, такого точно ни в какой Гжели не купишь. Пробуют работать и с новым сортом глины, только он пока «плохо дружит» с гончарным кругом.

Не просто и не быстро это оказалось – осваивать новое ремесло. Но кружок существует, собирает творческих людей, тех, кто желает создавать красоту своими руками. И, видимо, не случайно появился он именно при Богоявленском храме, что стоит в бывшей Гончарной слободе, а ныне – на Гончарной улице. Издавна здесь копали глину, делали горшки и крынки, а также те самые кирпичи, из которых построен и Коломенский кремль, и добрая часть исторических зданий нашего древнего города.



назад к списку новостей