Икона вмч. и целителя Пантелеимона
АФОНСКИЙ ОБРАЗ
1705 лет прошло со дня кончины великомученика и целителя Пантелеимона. Но и сегодня его имя и подвиг благоговейно почитаются в хри-тианском мире. Нет на Руси церкви, где не хранилась бы икона святого врачевателя, где пред его образом не возносилась бы горячая молитва.
Есть и в коломенском храме Богоявления-в-Гончарах икона святого Пантелеимона. Образ, созданный не без влияния «фряжского письма», но облагороженный строгой византийской традицией, стоит на почётном месте. Недавно стало известно, что этот памятник церковного искусства скрывал важные тайны и что он особенно ценен для духовной истории Коломны.
СВЯТОЙ ЦЕЛИТЕЛЬ
Почему имя святого Пантелеимона так дорого нам? Потому что на этом человеке почила особая благодать Божия. Он родился в конце II века от Рождества Христова в Никомидии, в семье, где мать была христианкой, а отец – язычником. В то время исповедовать веру Христову было смертельно опасно. Однако мать тайно преподавала своему чаду начатки христианской жизни.
После кончины супруги отец отдал мальчика в обычную языческую школу. Но семена веры, заложенные во младенчестве, дали благодатные всходы, благодаря знакомству с никомидийским священником Ермолаем.
В это время юноша обучался медицине у известного врача Евфросина. Но к искусству медика Пантелеимон добавил мощь молитвы. Так, например, он исцелил именем Христовым мальчика, укушенного змеёй. Он обратил к истинной вере и своего отца. Тот стал свидетелем исцеления слепого молитвой к Иисусу Христу. Потрясённый родитель принял Святое крещение вместе с исцелённым.
В то время громоздкая Римская империя для удобства управления была разделена на Восток и Запад. Западом управлял Констанций Хлор, Востоком – Галерий. Его резиденция находилась как раз в Никомидии. Когда в 305 году Галерия провозгласили «августом», т.е. начальствующим над Восточной империей, ему сразу же донесли о Пантелеимоне.
Свирепый гонитель христиан, император приказал привести врача к себе и допросил его. Галерий побуждал святого отречься от «заблуждений» и принести жертву языческим богам.
Пантелеимон отказался, претерпел жестокие мучения и был казнён. И после смерти святой продолжил своё врачевство. По молитве у его могилы начались исцеления и слава о благодатном враче разнеслась куда шире, чем при жизни святого.
В 311 году Галерий заболел. Вот когда императору пришлось горько пожа-леть, что рядом нет великого христианского медика! В запоздалом раскаянии Галерий 30 апреля 311 года издал эдикт, разрешающий христианам открыто исповедовать свою веру. Но эта лукавая мера оказалась тщетной; вскоре правитель-язычник умер.
А почитание великомученика и целителя Пантелеимона распространилось по всему христианскому Востоку.
Центром этого почитания стал Афон, здесь хранятся мощи целителя. Крупнейший русский монастырь Святой Горы основан в честь святого Пантелеимона.
Сюда-то на рубеже XIX-XX веков и поступила просьба сделать для Коломны образ великомученика. Заказчицей была потомственная почётная гражданка Мария Николаевна Шевлягина (1835-1921).
ИКОНА
Имя купеческой вдовы Шевлягиной составило эпоху в истории коломенской благотворительности. Богадельни, дома призрения, беспроцентные ссуды беднякам на строительство, средства для бесприданниц, помощь бедным по-слушницам Брусенского монастыря – вот далеко неполный список её благодеяний. А самым значительным стало строительство в начале ХХ века первого подмосковного водопровода. Коломенцы получили возможность брать бесплатную чистейшую артезианскую воду из «шевлягинских бассеек». Холерные эпидемии – следствие грязной речной воды – остались в прошлом.
Усадьба Шевлягиных располагалась недалеко от Богоявленского храма. Этот старинный дом начала XVIII века и сейчас стоит на бывшей Мещаниновской улице, недалеко от церкви, в глубине участка. Старожилы рассказывали, что в своё время на месте нынешней ограды с Казанской иконой напротив главного входа в храм, была калитка. Через неё можно было пройти из Шевлягинской усадьбы к Богоявлению.
Хотя чаще Шевлягины бывали в соседнем храме Рождества Христова; это была родовая церковь. За её алтарём находился их семейный склеп. Рождесвенский храм был местом постоянных жертв М.Н.Шевлягиной. Но благотво-рительница не забывала и о других коломенских святынях...
В четверике Богоявленской церкви, перед главным алтарём и солеёй справа находится киот с образом великомученика Пантелеимона. В начале 2000-х годов проводилась масштабная реставрация храмовых икон, в том числе и этой. И что же обнаружили на её тыльной стороне? Памятную надпись! Вот она:
«Икона сия писана на Святой Горе Афонской и в русском Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана в Коломну Марии Николаевне Шевлягиной в благословление Христолюбивым жителям, в благодатную помощь и заступление всем с верою и усердием прибегающим ко Святому Пантелеимону и умильно молящихся пред честным его образом».
Известно, что М.Н.Шевлягина жертвовала такие иконы и в другие храмы и монастыри. Но убранство этих святынь в основном утрачено во время гонений, и лишь в Гончарской церкви икона афонского письма сохранилась на прежнем месте.
Мария Николаевна скончалась в своём доме в глубокой старости в 21-м году. Именно тогда из-за некомпетентного руководства остановилась работа коломенского водопровода. Пожалуй, это могло быть одной из причин смерти Шевлягиной...
Но несмотря на все гонения, на клевету и скверну безбожных властей, имя Марии Николаевны сохранилось неопороченным. Память о ней и до сих пор живёт под святыми сводами Гончаров благодаря в том числе и прекрасному образу, который недавно раскрыл свою тайну.
Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас!
Роман СЛАВАЦКИЙ
ТАИНСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
Есть в коломенском храме Богоявления-в-Гончарах, с южной стороны, Введенский придел. И в левой части его, как раз рядом с центральным проходом церкви, находится редкая икона с изображением святых и праведных Иоакима и Анны. Образ написан в честь праздника Зачатия Анны, того самого дня, когда «неплодная» супруга Иоакима поняла, что станет матерью. Но почему эта святыня заняла своё место у одного из престолов Гончарной слободы?
Вообще село Бабышево, что теперь именуется Гончарной слободой, значительно древнее своего нынешнего храма. Впервые оно упомянуто 630 лет назад в завещании святого Димитрия Донского как вотчина его супруги, святой Евдокии Московской, в 1389 году. Однако мы не знаем имени первой здешней церкви.
Зато название следующего храма сохранилось в церковном предании. Рассказывали, что царица София Палеолог построила в Коломне на своей земле деревянную церковь; по обету, в память о рождении Василия III. У Ивана Великого и царицы Софии долгое время не было наследника престола. Государыня истово молилась и в Лавре, и в Коломне.
Когда 25 марта 1479 года появился на свет князь Василий, пришло время исполнения обетов. В Коломне София вышила пелену в кафедральный Успенский собор, а в бабышсвской вотчине поставила Зачатьевскую церковь. Кому-то, возможно, покажется странным, с чего это московская властительница уделила такое внимание «провинциал ьному » городу .
А между тем ничего удивительного здесь нет. Это в советское время у нас вырабатывали «провинциальное» сознание. А в средние века Коломна была выдающимся центром во всех отношениях, в особенности в духовном плане. Коломенская кафедра много значила для Москвы. Здешние владыки были викариями Русских Митрополитов. Не стоит забывать, что именно при Иване Великом владыка Геронтий стал главою Русской Церкви именно из коломенских епископов.
Так разве странно, что великая княгиня приезжала в город, славный десятками церквей, древними монастырями и чудотворной Донской иконой?
Характерно, что память о Зачатьевской церкви сохранялась веками. Уже и храм сгорел (не в знаменитом ли пожаре 1538 гола?) Уже на месте его, сменяя друг друга, возвысились: сначала Спасская, а потом Богоявленская церкви. И, тем не менее, одна из улиц в Гончарах называлась Зачатьевской. Больше того: в обиходе вплоть до конца XX века Богоявленскую церковь частенько называли Зачатьевской, настолько крепка была народная память. Чем привлекал к себе людей престол гончарского храма с необычным и редким посвящением? Тем, что здесь особенно уместно молиться о даровании детей? Возможно... Но только ли? Наверное, что-то особенно важное и таинственное заключалось в этом празднике для наших предков...
Давайте внимательнее вглядимся в старинную икону из гончарского храма. В центре её – супруги: Анна сообщает Иоакиму, что у них будет ребёнок и муж обнимает сё. И радостная, и грустная сцена! Радостная потому, что снято клеймо бездетности, которое в древнем Израиле считалось ужасным поношением, свидетельством какого-то с крытого греха.
А грустная потому, что родители были стары. Они понимали, что не увидят, как их ребёнок вступит в новую семью... Иоаким и Анна успели ввести Деву Марию в Храм Иерусалимский, (наверное, промыслительно, что икона находится именно во Введенском приделе). Но вскоре они умерли, а Мария, как сирота, воспитывалась при Храме.
Горек сиротский хлеб и печальна жизнь, лишённая родительской ласки... Но разве дальнейший земной путь Богородицы был легче? Едва Она вступила под кров Иосифа Обручника, как пришлось бежать в Египет. А когда престарелый Иосиф скончался, Мария и Спаситель вынуждены были жить в бедности. И чем всё это закончилось? Стоянием у Креста и лицезрением смертных мук Сына... Как часто мы скорбим о наших земных невзгодах, забывая о земной жизни Христа, принявшего «зрак раба», об испытаниях, выпавших па долю Царицы Небесной!
Но мы вспоминаем о смирении, о терпении в скорбях, когда молитвенным взором обращаемся к Той, Которая через человеческую немощь взошла превыше небес. Мы вспоминаем о начале Её пути; и редкий образ, таящийся в полусумраке Богоявленского храма, помогает нам в этом.
Р.Г.