2 ДЕКАБРЯ – ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА – НЕБЕСНОГО ПОКРОВИТЕЛЯ КОЛОМНЫ
02 Декабрь 2014
День памяти святителя Филарета побуждает нас вновь посетить его малую родину – старинный коломенский храм Богоявления-в-Гончарах. Здесь мы встретились и побеседовали с настоятелем храма протоиереем Игорем БЫЧКОВЫМ.
– Отец Игорь, мы знаем, что Вы довольно основательно изучаете историю своего прихода. Что нового о митрополите Филарете удалось разыскать в архивах за минувший год?
– Общеизвестно, что на территории нашего храма в церковном доме своего дедушки родился Василий Дроздов – будущий святитель. Его родители – диакон Успенского собора Михаил Дроздов и Евдокия Никитична – в то время ещё не имели своего жилища и проживали в доме настоятеля храма иерея Никиты Афанасьева. Но вот что интересно, многие авторы и исследователи, говоря об этом факте, часто ссылаются на какие-то косвенные свидетельства. Поэтому очень хотелось бы найти главный источник – метрическую книгу с записью о рождении святителя Филарета.
В коломенском городском архиве метрики того времени не сохранились. Но известно, что метрические книги писались в двух экземплярах. И второй удалось обнаружить в Центральном историческом архиве Москвы.
Теперь этот документ мы можем не только процитировать, но и показать читателям.
В метрической книге Богоявленского храма за 1782 год нам интересна самая последняя запись в части первой "О раждающихся":
В декабре 26 у соборнаго диакона Михаила Федорова родился сын Василий крещен генваря 1 число восприемником был соборный ключарь Петр Васильев восприемница Домника Прокопиева жена иерея Никиты Афонасьева.
|
Запись в метрической книге о рождении и крещении святого |
– Запись довольно лаконичная...
– В метрических книгах и не положено было писать пространнее. Но и эта выписка о многом говорит.
Даты указаны по старому стилю. Мы видим, что святитель родился на второй день Рождества. Крестили его не сразу после рождения, как это нередко бывало в ту пору, а через 6 дней. Это говорит о том, что угрозы здоровью новорождённого, видимо, не было. Интересно, что крестины совершили в День ангела младенца. 1 (14) января – память святителя Василия Великого – небесного покровителя Васи Дроздова.
Кто совершил таинство? Очевидно – дедушка святого иерей Никита Афанасьев. В противном случае, это обязательно было бы отмечено в книге.
– А что можно сказать о восприемниках святого?
– Крестным отцом, как видно, стал священник Успенского собора (он же и ключарь) Петр Васильев. О нём у нас пока нет информации.
А восприемницей была бабушка святителя Домника Прокопиевна. В те годы это не было редкостью. В той же метрической книге записано, что как минимум ещё три младенца получили в качестве восприемниц своих родных бабушек.
Домнике Прокопиевне было тогда 35 лет. По нашим меркам, довольно молодая бабушка. Можно предположить, что именно она стала первой и главной помощницей своей юной дочери в заботах о новорожденном. Первые годы жизни Вася Дроздов провёл в доме дедушки, даже когда родители получили жильё и переехали поближе к храму Троицы-на-Репне. Значит, бабушка Домника была одним из главных воспитателей внука. Именно она водила Василия в Богоявленский храм на службу.
По метрическим книгам удалось установить дату кончины Домники Прокопиевны – 1 марта (ст. стиль) 1834 года. Скончалась она в возрасте 87 лет от горячки. Настоятельствовал в Богоявленском храме в это время внук Домники и брат святителя Филарета священник Никита Дроздов. Видимо, по этическим соображениям он не мог сам исповедовать и причастить свою бабушку и крестную перед смертью. Это сделал священник Предтеченской церкви Захарий Матфиев. Погребена Домника Прокопиевна на Петропавловском кладбище. Отпевание совершил внук Никита.
Интересно, что в метрической книге возраст бабушки указан неверно – 80 лет. На самом деле ей было около восьмидесяти семи. Это подтверждается тремя документами: клировыми ведомостями 1825 и 1828 гг. и исповедными ведомостями 1812 г.
– А сохранился ли дом, где родился святитель?
– Нам этот вопрос часто задают паломники. При этом нередко указывают на церковный дом рядом с храмом. Но возраст этого здания – чуть более века. Возможно, на его месте раньше и стоял дом иерея Никиты Афанасьева, но точно это неизвестно. Все священнослужители Богоявленского храма имели собственные деревянные дома на церковной земле. К сожалению, наш приход пока не располагает фотоснимками храма и его окрестностей дореволюционной поры.
– А где именно происходило крещение Василия Дроздова?
– Поскольку Богоявленская церковь в то время не отапливалась, вероятнее всего, таинство совершалось в деревянном теплом Введенском храме, стоявшем поблизости. В начале XIX века его разобрали, а к Богоявленской церкви пристроили два новых теплых придела: Введенский и священномученика Харалампия.
– Что представлял собой приход в то время?
– Метрики за 1782 год позволили провести сравнительный анализ количества треб, совершаемых в разных церквях города. И оказалось, несмотря на периферийное расположение, наш храм уступал по числу треб только приходу церкви Воскресения Словущего. Судите сами.
В 1782 г. в Богоявленском храме было совершено 19 крестин, 2 венчания и 17 отпеваний (19-2-17). А вот соответствующая статистика по другим коломенским приходам: Вознесения 7-1-10, Михаила Архангела 14-8-5, Крестовоздвиженская 8-5-7, Рождества Христова 7-3-5, Иоанна Богослова 7-3-4, Воскресения (Николы-на-Посаде) 11-2-11, Николы Гостиного 4-2-3, Бориса и Глеба 10-1-7, Воскресения Словущего 22-6-19, Никиты мученика 7-2-6.
|
Богоявленский храм |
– Год назад вы опубликовали интересные документы о родном брате святителя протоиерее Никите. Почему он так рано скончался?
– Брат митрополита Филарета унаследовал наш Богоявленский приход от своего дедушки иерея Никиты Афанасьева. Это был очень образованный и способный священник. 3 ноября 1830 г. по резолюции митрополита Филарета его перевели в Успенский собор с «удостоением протоиерейского сана и возложением благочиннической должности по Коломне». Но уже 1 декабря того же года «за слабостию здоровья» он был уволен от сих должностей и оставлен на прежнем месте при Богоявленской церкви. 15 февраля 1831 г. его удостоили сана протоиерея.
В 1839 г. состояние здоровья отца Никиты резко ухудшилось. Судя по метрической книге, 31 мая он в последний раз крестил ребёнка. С июня церковные требы исполняли уже другие священники.
14 июля протоиерей Никита Михайлов Дроздов скончался на 42-м году жизни от чахотки.
– Ежегодно 2 декабря у храма Петра и Павла совершается заупокойная архиерейская служба о родственниках святителя Филарета. Документы подтверждают, что все они там погребены?
– Да, большинство родственников упокоилось на Петропавловском кладбище. Это и бабушка Домника, и дедушка священник Никита. Это отражено в метрических книгах. Но о кончине прадеда Филарета иерея Афанасия Филиппова такой записи нет. Скорее всего он, а также прабабушка Анна Матфеева и другие родственники, скончавшиеся до XVIII века, были похоронены рядом с храмом.
Недавно неожиданно выяснилось, что у нашей церкви было погребение и в ХХ веке.
– Кто же это удостоился?
– В марте 1917 г. у храма похоронили известного коломенского купца Петра Карповича Чуприкова – заводчика знаменитой коломенской пастилы. Эту запись я обнаружил в метрической книге храма за 1917 год. Такое погребение было исключительным (всех остальных прихожан хоронили на Петропавловском некрополе). Думаю, это дань памяти многолетнему церковному старосте и благотворителю нашего храма.
назад к списку новостей